Украинские археологи предскифскими культурами на территории Украины считают следующие: (1) степная киммерийская, (2) лесостепная чернолесская, (3) культура фракийского гальштата в Молдове и на Среднем Днестре, (4) высоцкая культура на Западной Украине, (5) лужицкая культура на крайнем западе Украины (Тереножкин А. И., 1971, 8, см. Рис. 49). Последняя не имела большого влияния на культурный процесс предскифского периода на Украине, киммерийская представлена незначительным количеством курганов, высоцкая культура и культура фракийского гальштата периферийны, поэтому больше внимания будет обращено на чернолесскую культуру.
           
С самого начала большое количество памятников чернолесской культуры было обнаружено вдоль правого берега Днепра, в бассейнах рек Тясмина и Роси. Позднее более 60-ти поселений было обследовано на Среднем Днестре (Крушельницька Л.І. 1998, 3). В целом чернолесская культура занимает большую часть Правобережной Украини.
Рис. 49. Распространение предскифских культур на территории Украины
І. Киммерийские памятники: 1. Днепрорудный. 4. Малая Цимбалка. 5. Никополь. 8. Парканы. 9. Петрово-Свистуново.
ІІ. Высоцкая культура: 1. Высоцкое. 2. Гончаровка (Белзец). 3. Золочев. 4. Красне. 5. Лошнев. 6. Луговое (Чехи). 7. Недиловское. 8. Тернополь. 9. Ульвовек. 10. Ясенев.
style="font-family: Times New Roman; font-size: 10pt; color: #000033">
ІІІ. Голиградская группа: 1. Голиграды. 2. Грушки. 3. Иване-Золоте. 4. Магала. 5. Михалков. 6. Новоселка Костюкова.
ІV. Молдавская группа: 1. Кишинев. 2. Лукашовка. 3. Шолданешти.
V. Чернолесская культура: 1. Адамовна. 2. Бобрица. 3. Бортничи. 4. Боярка. 5. Бутенки. 6. Великая Андрусовка. 7. Веремья. 8. Ворошилов. 9. Головятино. 10. Гуляй-город. 11. Заливки. 12. Калантаев. 13. Канев (Ситники). 14. Киев. 15. Кийлов. 16. Коломийщина. 17. Лубенцы. 18. Маньковка. 19. Миклаши. 20. Молодецкое. 21. Московская гора. 22. Ницаха. 23. Носачев. 24. Подгорцы. 26. Полудневка. 27. Сокирное. 28. Суботов. 29. Тенетинка. 30. Тясмина. 31. Умань. 32. Хрещатик. 33. Хохитва. 34. Хухра. 35. Черный лес. 36. Яницкое.
           
Чернолесская культура получила свое название от урочища Черный лес неподалеку от села Богдановка в верхнем течении Ингульца, пп Днепра. В 1949 году здесь было найдено городище как первое свидетельство о новой неизвестной культуре. Первоначально большое количество памятников чернолесской культуры было обнаружено вдоль правого берега Днепра, в бассейнах рек Тясмина и Роси, в то время как на 60-70-е годы прошлого столетия вопрос о населении Прикарпатья в скифское время оставался наименее изученным в археологическом отношении (Артамонов М.И. 1974, 129). Однако позднее более 60-ти поселений было обследовано на Среднем Днестре (Крушельницька Л.І. 1998, 3). В целом чернолесская культура занимает большую часть территории Правобережной Украины.
           
Для определения этнической принадлежности этой культуры вспомним, что в конце III тыс. до РХ началась инфильтрация тюркского населения на правый берег Днепра, в район распространения трипольской культуры. Это были племена древних булгар, предков современных чувашей. Сначала они заселили только степь, но позднее продвинулись и в лесостепную полосу, о чем свидетельствуют Общая лексика чувашского и германских языков. Гипотетическая территория поселения протобулгар должна была бы находиться где-то южнее ареала древних тевтонов, то есть в бассейнах верхнего Днестра, Западного Буга, Верещицы, Золотой Липы, Стрыпы. Доказательством пребывания протобулгар на этой территории является сохранившаяся до сих пор многочисленная булгарская ономастика (Булгарская топонимика и даже антропонимика.Здесь протобулгары стали творцами комаровской культуры (18-12 ст. до РХ) и следующей за ней высоцкой.
           Как мы знаем, одновременно с булгарами на Правобережной Украине пребывали также и курды, что, кроме всего прочего, подтверждает топонимика курдского происхождения, основное скопление которой в целом находится восточнее булгарской, но местами предполагаемые курдские и булгарские поселения расположены вперемешку. Общая территория концентрации булгарской и курдской топонимики хорошо отвечает характерной форме области распространения чернолесской культуры. (см. Рис. 50).
           
Рис. 50. Сопоставление границ чернолесской культуры
с областями распространения булгарской и курдской топонимики.
           
На Левобережье булгарские топонимы тянутся главным вдоль Ворсклы, Псла, нижней Сулы, а также спорадически встречаются на большой территории от Киева до Харькова и Курска. Полоса чернолесских памятникой на Левобережье вдоль реки Ворсклы в топонимике отражена достаточно хорошо. Очевидно, чернолессцы-булгары, двигаясь от своих мест первоначального обитания, дошли до Днепра и переправились на его левый берег. Здесь они вступили на территорию мордвы которая продвинулася сюда ранее, а позднее должна была отойти на северо-восток под давлением новых пришельцев.
            На приведенной ниже карте показаны основные скопления булгарской и курдской топонимики, а также часть топонимов германского происхождения в южных частях ареалов англосаксов и тевтонов.
Топонимы булгарского происхождения обозначены красным цветом, курдского – черным, тевтонского – синим, англосаксонского – фиолетовым.
           
Наибольшее число булгарской топонимики обнаружено на территории Львовской области и далее на восток до реки Гнилая Липа, но одно из ее скоплений находится на территории черепинско-лагодовской группы памятников, которую Л Крушельницкая относит к раннескифской. Этот факт, да и область распространения булгарской топонимики вообще, уже дают основание рассматривать вопрос идентификации скифов именно с булгарами, но имеются и другие соображения в пользу такого предположения. Они будут излагаться ниже.
           Среди всех топонимов булгарского происхождения выделяется четкая цепь поселений на расстоянии 10-20 км одно от другого, которая тянется от Сокаля на севере Львовской области выше Радехова на Радивилов, потом поворачивает на восток и идет южнее Кременца, Шумска и Изяслава до Любара, потом поворачивает на юго-восток, проходит выше Хмельника, через Калиновку, и здесь уже не цепь, а целая полоса топонимов идет в направлении Днепра. Севернее этой цепи также есть топонимы булгарского происхождения, но они разбросаны бессистемно. Полоса курдских поселений, которая тянется вдоль Днестра на восток может свидетельствовать о том, что курды, очевидно, двигались одновременно с булгарами до Днепра, вытесняя остатки фракийцев за Днестр, а далее повернули в причерноморские степи.
           
Как свидетельствует распространение булгарской и курдской топонимики, древние булгары и курды проживали в тесном соседстве, что и нашло свое выражение в многочисленных лексических параллелях между чувашским и курдским языками (см. раздел Киммерийцы.). Поскольку других этнических групп на Правобережье в это время не было, то следует полагать, что наряду с булгарами творцами чернолесской культуры могли быть также и протокурды. Очевидно среднеднестровский вариант чернолесской культуры принадлежит именно им, поскольку как раз в этом месте сосредоточена плотная группа курдской топонимики.
           
Многие археологи согласны с тем, что чернолесская культура развилась на основе белогрудовской, существовавший в 12-11 ст. до н.э. Предположительно создателями этой культуры была часть фракийцев, остановившихся в районе Умани в своем движении на Балканы. (См. раздел Миграция индоевропейских племен в конце 2-го – начале 1-го тыс. до н.э.). Белогрудовцы мирно оставили свои поселения, уйдя за Днестр и дальше, очевидно вынужденные к этому набегами степных киммерийцев и давлением курдов с северо-запада. Их места заняли булгары, в то время как курды продолжили свое движение вдоль Днестра в степи, где они встретились со своими сородичами. Лариса Крушельницкая приводит целый ряд данных о движении носителей высоцкой культуры на восток и юго-восток вдоль Днестра. (Крушельницька Л.І. 1998, 185-200). Следует обратить внимание на то, что белогрудовские поселения не были укрепленными, а пришельцы, чтобы обезопаситься от степняков, начинают строить городища. Обычно городища размещались на мысах высоких берегов рек, образованных двумя сходящимися оврагами. Центральное укрепление, построенное из бревен и обнесенное рвом, не было большим (40-100 м в диаметре), поэтому не могло разместить все жилищные постройки поселенцев. С напольной стороны городища защищались тремя линиями валов, между которыми находилась жилая зона, хозяйственные постройки и пр. Тем не менее такие оборонные сооружения не были достаточно надежными. Описывая городища чернолесцев, Тереножкин указывает:
           
В большинстве своем чернолесские городища существовали недолго, Тясминское городище уничтожено огнем. Много жилищ нижнего слоя на Субботовском городище прекратили свое существование также вследствие пожара (Тереножкин А. И., 1961, 40).
           
Очевидно, довольно мирное сосуществование булгар и курдов предыдущего времени было нарушено после контактов последних с другими иранцами в степях Правобережной Украины. Отступая перед объединенными силами киммерийцев, чернолесцы переселялись за Днестр, а также отчасти и за Днепр на Ворсклу, где также есть памятки их культуры. Как полагают украинские археологи, заселение бассейна Ворсклы чернолесскими племенами началось, вероятно, еще на ранней степени чернолесской культуры в конце бронзового века (Археология Украинской ССР, Т. 2., 1986, 40).
           
Как установили Ильинская и Тереножкин, переход к скифскому периоду на Правобережье произошел в ходе эволюции культуры памятников жаботинского типа приблизительно в середине 7-го в до н.э. При этом очень важным является тот факт, что памятники раннескифского времени находятся именно в Правобережной Лесостепи и достигают Верхнего Поднестровья. В степях же, где позднее расцветала скифская культура, в предыдущий период наблюдается полное запустение:
           
…в 12-10 вв. до н.э. по сравнению с предшествующим периодом в степной зоне между Доном и Дунаем наблюдается десятикратное уменьшение количества поселений и погребений. Та же тенденция сокращения населения проявляется в степном Причерноморье и в последующую киммерийскую эпоху, что находит свое подтверждение в отсутствии на этой территории поселений и стационарных могильников (Махортых С.В. 1997, 6-7).
           
Соответственно, нет в степях и раннескифских памятников, в то время как на территории Западной Украины они имеются в большом количестве. Множество раннескифских древностей 7– 6-го ст. до Р.Х. было обнаружено с конца 19-го столетия в теперешнем Борщевском районе Тернопольской области (села Бильче-Золоте, Сапогив, Глибочок, Більче-Золоте,Іване-Пусте, Коцюбинчики, Чорнокинцы и др.). Находок было так много, что для их изучения в 1876 году во Львове было создано Археологическое общество (Бандрівський Микола, 1993, 3-6).
           
Благодаря систематическим ежегодным исследованиям львовских археологов под руководством Л. Крушельницкой в Среднем и Верхнем Поднестровье и в Предкарпатье выявлены многочисленные поселения и могильники позднебронзового и раннежелезного времени, среди которых есть такие, которые наглядно показывают постепенный переход от чернолесской к скифской культуре, например, комплекс в селе Непоротово Сокирянского района Черновицкой области:
           
На площади 6000 кв. м выявлено четыре поселения (Непоротово I, II, III, IV), многочисленные отдельные памятники и остатки могильника. Материалы, а также залегание объектов, из которых одни перекрывали другие, дали возможность выделить три хронологических горизонта: верхний – раннескифский, переходный – от предскифского к скифскому, и нижний, который синхронизируется с чернолесской культурой. (Крушельницька Л. 1993-1, 7).
           
Памятники раннескифского времени выявлены также во Львовской области – недалеко от села Крушельница Сколевского района и возле Добромиля на реке Сан (Крушельницька Л. 1993-2, 226, 236).
           Скифские влияния выходят далеко за пределы Западной Украины:
           
Наличие изделий скифского типа в Центральной Европе (аутентичных и изготовленных по скифским образцам) позволило исследователям сделать вывод, что эта территория находилась под влиянием скифской культуры. Самая большая концентрация находок скифского типа наблюдается в Трансильвании и Венгрии (Попович И. 1993, 250-251).
           
Высказывается мнение, что скифы появились в восточной Венгрии в конце 6-го в. до Р.Х. и господствовали здесь около трех столетий до прихода кельтов. (Шушарин В.П. 1971, 25). Это мнение подтверждается также данными топонимики Венгрии, определенная часть которой имеет булгарское происхождение:
           
           
г. Абашар (Abasár) в комитате Кевеш – чув. упа «медведь», шур «болото»;
           
г. Дунакеси (Dunakeszi) в комитате Пешт – вторая часть названия соответствует чув. касă «улица, деревня», очень распространенный формант чувашских топонимов:
           
г. Инке (Inke) в комитате Шомодь – чув. «невестка»;
           
г. Онга (Onga) в комитате Боршод-Абауй-Земплен восточнее Мишкольца – чув. ункă «кольцо»;
           
г. Тарпа (Tarpa) в комитате Сабольч-Сатмар – чув. тăрпа «печная труба»;
           
г. Тата (Tata) в комитате Комаром – чув. тутă «сытый»;
           
р. Зала (впадает в оз Балатон) – чув. çула «лизать»;
           
р. Калло, пп Береттьо, пп Шебеш-Кереша, пп Кереша, лп Тисы – чув. хулла «медленный»;
           
р. Керка в комитате Зала – чув. кĕрке «форель»;
           Распространение топонимики показывает, что скифы занимали почти всю территорию Венгрии, но позднее растворились среди пришельцев. В Словакии же булгарской топонимики практически нет, за исключением узкой степной полосы на юге страны, где несколько топонимов могут иметь булгарское происхождение. Что же касается того факта, что на многих лужицких городищах встречаются характерные скифские бронзовые наконечники стрел (Третьяков П.Н. 1952, 81), то это может быть свидетельством скифских набегов далеко вплоть до территории современной Германии, но наличие топонимики булгарского происхождения, обнаруженной в Польше дает основание предполагать возможность расселения булгар вплоть до Одры и далее.
           
           
           
                                                           
                                                           
Сайт управляется системой uCoz