IIIА. Класс иррационально-рефлекторный
           
К этому разделу принадлежат иррациональные образы, отражаемые в фольклоре народов. Из-за малого количества соответвствующего материала в немецком и испанском сборниках объективно разделить его по трем классам невозможно. В самом конце будет сделана общая оценка, а пока рассмотрим славянский фольклор.
| Дивується – 150 | Чудо – диво мудреное – 93 |
| Огонь-вода – 9 | |
| Чує душа – 5 | |
| ------------ | ------------ |
| 164 (0,78%) | 93 (0,32%) |
           
Принадлежность представленных разделов к классу иррациональных образов весьма условна, но и сами эти образы нечеткие, однако видно, что иррационально-рефлексивная доля в сознании обоих народов мизерная, поэтому, говорить о преимуществе украинцев в этом классе нет оснований.
ІІІБ. Клас ірраціонально-евалюативний
| Забобони – 272 | Суеверия – 500 |
| Так годиться (прикмети) – 195 | Вселенная – 23 |
| Небо та інше – 193 | Тайна – любопытство – 43 |
| Потай – 87 | Поиск – находка – 115 |
| Сприт – 11 | Стихии- явления – 54 |
| Знахідка – 11 | |
| Пропав – 84 | |
| Віщий -6 | |
| Ворожка – 4 | |
| ------------ | ------------ |
| 863 (4,10%) | 735 (2,53%) |
           
Включение в этот класс темы "поиск-находка", на первый взгляд, не совсем оправдано, но автор исходил из того, что в тайном всегда есть что-то мистическое, а тема поиска в сборниках как раз и связана с тайнами. В этом классе, как и в предыдущем преимущество на стороне украинцев.
ІІІВ. Класс иррационально-реактивный
| Бог – 222 | Бог- вера – 283 |
| Молитва – 63 | Вера – грех – 67 |
| Гріх – 57 | Вера – исповедание – 17 |
| Віра – 14 | Изуверство – раскол – 80 |
| Церква – 123 | Изуверство- ханжество – 75 |
| Говіти – 27 | |
| Піст – 44 | |
| Той світ – 21 | |
| Святі – 17 | |
| ------------ | ------------ |
| 588 (2,80%) | 522 (1,79%) |
           
И в последнем классе иррациональной составляющей преимущество на стороне украинцев. Украинцы кажутся более религиозными, чем русские и отношение последних к религии иное, чем у первых. Николай Костомаров эту разницу определил так: "у украинцев больше внутренней привязанности и понимания, у русских больше ригористической практики".
Примеры из украинского и русского фольклор для всего раздела
| • Як Бог годить, то і мокрее горить | • Бог дал, бог взял |
| • Кого Бог любить, того і карає | • Бог отымет, Бог и подаст |
| • Богу молись, а сам стережись | • Господня воля – наша доля |
| • Бачить Бог з неба, що кому треба | • Даст Бог день, даст Бог и пищу |
| • Кого Бог сотворить, того не уморить | • Молись, а злых дел берегись |
| • В чім не маєш смаку, не маєш і гріху | • На Бога надейся, а сам не полошай |
| • Бог нерівно ділить, жде, щоб самі ділилися | • На человеческую глупость есть Божья премудрость |
| • Чоловік стріляє, а Бог кулі носить | • На этом свете помучимся, на том порадуемся |
| • Біг гріхом карає | • Не конь везет, Бог несет |
| • Розумний молиться, а дурний плаче | • Бог дает путь, а дьявол крюк |
| • Хто чого не знає, тому Бог прощає | • Грех сладок, человек падок |
| • Коли сіно в стозі, забув о Бозі | • Ангел помогает, а бес подстрекает |
| • Адам з'їв кисличку, а у нас оскома на зубах | • Близко церкви, да далеко от Бога |
| • Як начнем постить, то нічого буде хрестить | • Русский народ не боится креста, а боится песта |
| • Боже поможи, а сам не лежи | • Жить – Богу служить |
| • Любящих и Бог любит |
Примеры из испанского (слева) и немецкого фольклора (справа)
| • Если Бог не хочет, святые не помогут | • Если тайну доверить немому, он начнет говорить |
| • В винограднике Господа все есть. | • Рыжая борода опасна |
| • Даст Бог орехов, когда зубов не будет | • Нарисуй черта на стене, то он и явится |
| • Помогай себе и тебе Бог поможет | • Когда Бог дает должность, дает и разум |
| • Бог для того, хто верит в него | • Божья мельница работает медленно, но хорошо мелет |
| • Уже в самом грехе наказание | • Чем ближе беда, тем ближе Бог |
| • Взглянув на образа, святым не станеш | • Если хочет Бог хорошего, то святой Петр плохого не сделает |
           
Можно считать, что для украинцев больший авторитет имеет церковная власть, а для русских – светская. При этом, по словам Янива, ригоричность русских проявляется в понимании Бога как царя и логически связывается с нетолерантностью к инакомыслию, что в положительном смысле приводит к нетерпимости против всякого проявления анархии.
            А в целом иррациональная составляющая в национальном характере украинцев занимает больше места (7,68% против 4,64%).
Значительно меньше тема Бога, веры, всяких тайн отражена у немцев (2,33%) и менее всего у испанцев (2,22%).
                       
Сайт управляется системой uCoz
