Вторник
19.03.2024
11:29
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Все проекты компании
  • Мой сайт

    Сино-тибетские языки




                В состав сино-тибетской семьи входит около 300 языков, что сразу ставит под сомнение возможность их исследования графоаналитическим методом без предварительной классификации методами чисто лингвистическими. Эта задача до сих пор окончательно не решена, однако в проекте «Вавилонская башня» из состава этих языков выделено семь, для которых составлена этимологическая база данных в табличной форме. Такое представление родственных связей позволило составить графическую систему родства. Всего в базе данных включено 2775 корней для следующих языков: китайский, тибетский, бирманский, качинский, лушей, лепча и киранти. При этом 91 корень можно считать общим для всех этих языков, а 174 встречается только в одном из них. Все они были исключены из списка, который был использован для подсчета количества общих слов в парах языков. Эти данные приведены в таблице.
    Таблица 1. Количество общих слов между сино-тибетскими языками

    китайский тибетский качинский бирман лушей киранти лепча
    китайский 1704
    тибетский 920 1393
    качинский 716 548 1262
    бирманский 736 621 595 1254
    лушей 546 445 440 240 1036
    киранти 296 270 234 242 231 454
    лепча 264 253 222 106 209 94 425

               В таблице по диагонали показано все количество слов каждого из языков, взятых к анализу. Сразу видно, что оно для языков киранти и лепча несоизмеримо мало по сравнению с другими языками. Причины этому могут быть разные. Возможно, эти языки недостаточно изучены, но может быть предки их носителей проживали на достаточно большом расстоянии от остальной группы сино-тибетцев. Возможны и другие причины, но так или иначе, эти два языка не вписываются в схему родства сино-тибетских языков, хотя, безусловно, они генетически с ними родственны. Графическая модель родства сино-тибетских языков подана ниже.

               Как можно видеть, точки для каждого из языков расположены достаточно компактно, что свидетельствует и о корректности лексического материала и о адекватности представления системы родства. Предполагалось, что прародина сино-тибетцев находилась где-то в Центральной Азии или на Дальнем Востоке. Однако найти тут место на географической карте, на которое можно бы было наложить эту схему, не удалось. Судя по всему, такого места в этой части Азии нет вообще.
               Поскольку конфигурация схемы напоминает схему родства ностратических языков, и может быть ей аналогична, если ареал какого-либо из языков (лепча или киранти) находился ниже (южнее) ареалов бирманского и качинского языков. Основания для такого предположения есть, поскольку исследования показали, что расположение мест поселения родственных народов в определенной мере соответствует расположению их прародин на момент формирования их языков. В настоящее время носители языков лепча и киранти проживают ближе к бирманцам, чем к китайцам. Народ лепча является коренным народом штата Сикким в Индии, который расположен между Непалом и Бутаном. Народ киранти проживает в Непале. Все это недалеко от Бирмы, но и от Тибета тоже. Предполагаемая схема родства сино-тибетских языков показана ниже.

               Сходство схемы родства сино-тибетских и ностратических языков поразительное. Соответственно, мы имеем основания разместить прародину сино-тибетцев также в районе трех озер Ван, Севан и Урмия (Резайе) в Передней Азии (см. карту ниже)

                Таким образом, тибетский язык сформировался на Карском плоскогорье в долинах верхней Куры и Чороха. Китайский – в долине Аракса у озера Севан. Далее по течению Аракса была прародина народа Лепча. У озера Ван формировался бирманский язык, а у озера Урмия (Резайе) – качинский. Ареал в долине Большого Заба скорее всего заселяли не предки народов лепча или киранти, места поселений которых могли быть где-то в восточной части Малой Азии, если иметь в виду их современные места поселений и их отдаленное родство с остальными сино-тибетскими языками.



            Время проживания сино-тибетцев на своей прародине следует отнести к верхнему палеолиту, поскольку позднее эти места заселяли носители ностратических языков, которые, придя с запада, вытеснили первоначальных обитателей на восток и ассимилировали или уничтожили их остатки. Сино-тибетцы отошли в Среднюю Азию, где стали творцами местных мезолитических культур. На современные места своего обитания они прибыли уже в неолите либо неолитическую культуру принесли с собой, поскольку ни в Китае, ни в Бирме надежных следов ее местных корней не обнаружено. Неолитическая культура Яншао в среднем течении реки Хуанхе существовала в V—II тыс. до н. э.
            Очевидно, изначально носители сино-тибетских языков принадлежали к желтой расе, это должны подтвердить антропологи по находкам черепов в Закавказье времен палеолита. Если же это предположение не подтвердится, то сино-тибетцы приобрели монголоидные черты в Центральной Азии после метисации с монголоидами, которые должны быть признаны в любом случае первыми поселенцами в Азии и Восточной Европе.




    Free counter and web stats             Rambler's Top100                        

                            Счетчик посещений Counter.CO.KZ                                    

    Сайт управляется системой uCoz