Воскресенье 13.10.2024 03:58 |
Приветствую Вас Гость Главная | Регистрация | Вход | RSS |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Мой сайтТюрки как носители культуры шнуровой керамики в Центральной Европе            
Доказательства этнической принадлежности творцов культуры шнуровой керамики приведены отдельно (см. "Этническая принадлежность неолитических и энеолитических культур Восточной Европы"). Также отдельно рассматривается присутствие тюркского племени булгар на территори Западной Украины (см. раздел "Полемика"). Тут же будут размещаться материалы о дальнейшей тюркской експансии в Центральную и частично в Северную Европу.
           
Как уже указывалось, археологические данные свидетельствуют, что, по крайней мере, c конца III тыс. до Р.Х., а скорее всего ранее, началось проникновение носителей традиций ямной культуры, с которыми мы связываем тюркские племена булгар, на правый берег Днепра. В распространенную здесь трипольскую культуру пришельцы привносили свои собственные элементы. Например, группа усатовских памятников трипольской культуры имеет четкие следы связей с ямной культурой Левобережья. Очевидно, эти памятники были оставлены булгарскими племенами, которые первоначально достигли рек Синюха и Ингулец, а далее продвинулись на северо-запад вдоль берегов Днестра. Скелет человека, похороненного на спине с согнутыми коленями, т.е. в позе, характерной для носителей так называемых «курганных» культур, который был найден неподалеку от села Незвиско Ивано-Франковской области, может свидетельствовать о таком продвижении тюрков. Кроме того, в этих местах встречается трипольская керамика с примесью песка и толченных ракушек, особенностью, отличающей именно ямную культуру (Массон В.М, Мерперт Н.Я. 1982. 211). Антропологическое изучение археологических памятников Северо-Западного Причерноморья дает основание говорить о процессе скрещивания и взаимной ассимиляции трипольского населения и прибывших сюда племен ямной культуры (Алексеева И.Л., 1978, 56)
           При освещении темы тюркской экспансии в Центральную Европу в качестве иллюстративного материала будет использоваться карта булгарской топонимики в системе Google Map, которая подается ниже. Удобство использования этой карты в том, что в нее можно легко вносить изменения, необходимость в которых неизбежно будет возникать в процессе дальнейших исследований.
На карте значками синего цвета обозначены гидронимы, бордовым цветом – оронимы. Населенные пункты обозначены значками разного цвета. Фиолетовым обозначены те, которые могут быть отнесены ко временам шнуровой керамики или близким к ней. Розовым – более позднего или неопределенного времени. Бледно-фиолетовым на востоке Украины отмечены топонимы, которые могут относиться уже к историческому времени. Отдельно выделены топонимы, содержащие в себе варианты корня шеп/шип, особенно распространенные в разных странах, они обозначены голубым цветом. Сомнительные случаи – желтым. Синими звездочками обозначены известные памятники культуры шнуровой керамики (далее КШК) или их группы, желтыми – памятники трипольской культуры ближайшие к поселениям тюрок.
           От убедительности толкования европейской топонимики с помощью чувашского языка зависит достоверность рисуемой далее картины экспансии "шнуровиков" тюрок в Центральную и Северную Европу. Как всегда, случайные совпадения названий с чувашскими словам могут иметь место, поэтому правдоподобие толкования местной топонимики с помощью чувашского языка может более высокой тогда, когда названия связываются с местными условиями и к тому же состоят из логически связанных между собой слов. Например, среди мазурских болот рядом расположены два села с непонятными для поляков названиями Шуры и Шурыпилы. Если принять во внимание чув. шур "болото", то поиск расшифровки второго слова обещает быть успешной. Если к чув. шур добавить чув. пиле "гудеть, жужжать" (о комарах), то его можно понять как "комариное болото".Облака мошкары над болотом своим жужжанием давали хороший повод для такого названия. Такая догадка подтверждается подобным толкованием древнего названия Таллинна Колывань с помощью чув. кӳлĕ "озеро" и вăн, имитирующее жужжание насекомых. Озеро Юлемисте находится совсем рядом с Таллинном, и это является дополнительным аргументом в пользу такого толкования. Во втором по величине городе Эстонии Тарту имеется гора Тоомемяги, поэтому семантически сязанные чув. тăрă "вершина" и ту "гора", отвечая особенностям местности, расшифровуют название города довольно убедительно. Название немецкого города Нюрнберга хорошо объясняется с помощью чув. нÿр "сырой, влажный" и ен "сторона", и такое объяснение подтверждается сохранившимися от разлива реки Пегниц аллювиальными наносами в северной и северо-восточной части города. В местности Сесдала (Sösdala) в Швеции сосредоточены памятники КШК и этот факт подтверждает расшифровку названия с помощью чув сÿс "пенька, волокно" и тăла "домотканное сукно".
           То, что для названия древнего города Литвы Утена скотоводы использовали названия домашних животных ут "конь" и ĕна "корова" по отдельности вполне допустимо, непонятным является только их объединение в одном слове. Обычным для скотоводов является обозначение определенной местности как "водопой". Это мы имеем в случае с названием эстонского города Тапа (чув. тапă "водопой").Расшифровка названий в случае, когда они концентрируются в одном месте, тоже может быть одним из аргументов, но одиночные топонимы, расшифровываемые с помощью любого языка, конечно же, не могут быть убедительными.
           Для непредубежденного читателя этих фактов достаточно для того, чтобы согласиться с тем, что далекие предки современных чувашей заселили половину Европы, тому же, кто в это не хочет поверить никакие доказательства не помогут.
           
Кочевники-тюрки не имели постоянного места жительства, их стационарные поселения появляются после перехода к смешанной форме экономики, включающей в себя животноводство и земледелие. Культура шнуровой керамики, безусловно, оставлена кочевниками, поэтому названия населенных пунктов, относимых к булгарским, отвечают более позднему времени, когда тюрки уже перешли к оседлости. Хотя места их поселений в целом могли оставаться теми же.
           
Анализируя карту, принимая во внимание то, что тюрки первоначально заселяли степную зону, можно проследить направления их миграций с учетом распространения памятников КШК. Сразу следует сказать, что две группы топонимов, показанных на карте, следует относить к предскифскому и скифскому периодам. Это топонимы на территории Венгрии, где памятники КШК не обнаружены, и топонимы Центральной и частично Западной Украины, которые соотносятся с чернолесской культурой.
           
Движение тюрок на север, которое может маркировать область распространения среднеднепровской культуры, четких следов в топонимике не оставило. Возможно, они были стерты временем. Среднеднепровская культура была в основном распространена в ареале, ограниченном Днепром, Тетеревом и Россью, прежде входившем область трипольской культуры. На территории поселения индоевропейцев памятников культуры шнуровой керамики, за исключением Волыни, практически нет. Причины этому могут быть разные. Возможно, более воинственные индоевропейцы не позволяли селиться на своих землях пришельцам, но скорее всего здесь просто не было для поселения свободных мест. Избыточное население области среднеднепровской культуры прошло сквозь земли индоевропейцев, очевидно, вдоль Десны в бассейн Волги, где тюрки стали творцами фатьяновской культуры, одного из вариантов КШК. Другая часть тюрок, создатели подобного варианта – балановской культуры, очевидно двигались от нижнего Дона вверх по Волге. Этническая принадлежность приволжской топонимики не рассматривалась, поскольку ее стратиграфия невозможна, в виду постоянного присутствия в Поволжье тюрок, которые соотносятся с волжскими татарами.
           
Наибольшее скопление топонимов тюркской принадлежности (фактически булгарской) наблюдается в Западной Украине. При этом восточная граница скопления, если не принимать во внимание поселения времен чернолесской культуры, проходит приблизительно по реке Збруч. Восточнее ее не обнаружено и памятников КШК. В принципе кочевники-тюрки должны были полностью заселить практически безлесную Подолию, но они двинулись далее на запад в лесную зону Верхнего Днестра, которая начинается за Гнилой Липой. Тут действовала та же причина, что и при движении на север – местность была достаточно густо заселена земледельцами трипольской культуры. Показанные карте памятники трипольской культуры свидетельствуют о густом населени Подолии. Кочевникам тут просто невозможно было найти пастбищ для скота необходимых размеров. За рекой Збруч на левобережье Днестра плотность трипольского населения постепенно падает, и тут начинают селиться турки. Поселения трипольцев перемежаются с тюркскими, становятся реже, хотя по правому берегу Днестра все еще тянутся густой полосой до устья Гнилой Липы, а далее исчезают практически совсем.
           
Судя по топонимике, основная часть тюрок (конкретно булгар) остановилась в этих местах надолго, лишь постепенно расселяясь на соседние земли. Другая часть двумя отдельными группами двинулась на запад вдоль Карпат и на север в обход поселений индоевропейцев. Конечно, мигранты использовали конную тягу, иначе бы они не могли так быстро заселить большое пространство вплоть до Скандинавии и Ютландского полуострова (см. карту ниже).
На карте красными точками обозначены границы двух территорий распространения КШК, разделенных поселениями индоевропейцев: объединенная область среднеднепровского (на карте СД), фатьяновского и балановского вариантов КШК среди расселения финно-угров и общая область вариантов КШК в Центральной Европе, обозначенных цифрами: 1 – городокско-здовбыцкая группа памятников, 2 – подкарпатская группа, 3 – краковско-сандомирская, 4 – силезская (шльонская), 5 – стжижевская група, 6 – висло-неманская (жуцевская) группа, 7 – эстонская группа. 8 – культура ладьевидных топоров, 9 – культура одиночных погребений, 10 – нидерландская группа, 11 – центральногерманская группа, 12 – альпийская культура свайных жилищ, 13 – богемско-моравская группа. Синие точки указывают границы области топонимов, расшифровываемых с помощью чувашского языка и могущих быть отнесенными к местам поселений носителей КШК.             На территории Западной Украины булгары оставались до скифских времен, когда началась новая волна их экспансии за Карпаты, на Левобережную Украину и в причерноморские степи, о чем речь еще пойдет впереди. В этих же местах они стали творцами культур комаровской (15-12 ст. до н.є) и высоцкой (11 – 7 ст. до н.є.) и, очевидно, принимали участие в создании более поздних культур, каких именно сказать трудно без целенаправленного анализа археологических памятников второй половины 1-го ст. до н.э. Но нет сомнения, что определенная часть булгарского населения оставалась на своих местах до прихода сюда славян, о чем свидетельствуют подобные мотивы в народных культурах чувашей и украинцев. Очевидно, могут быть найдены и надежные материальные следы их присутствия такие, как, например, рунические знаки в пещерном святилище на Днестре. Их подобие известным тюркским не осталяет сомнения, что они оставлены булгарами.
           
Языковые связи славян и булгар рассматриваются отдельно.
Ниже: Карта памятников культуры шнуровой керамики в Германии и топонимы, расшифровываемые с помощью чувашского языка.
На карте значками в виде домиков жетого цвета показамы места нахождения памятников культуры шнуровой керамики в Германии, а зелеными – расположение населенных пунков, названия которых расшифровываются с помощью чувашского языка.
           
Аиш (Aisch), река в Баварии и город Нойштадт ан дер Аиш – чув. uj "поле", йыш "семья, хозяин, хозяйство"
           
Аша (Ascha), община в Нижней Баварии – чув. ăшă "теплый".
           
Ашпах (Aspach), община в Баден-Вюртемберге, община в Верхней Австрии – чув. ăс, ăш "ум, рассудок", пух "собирать", ăс пух "набраться ума-разума ", пăх "смотреть, ухаживать, наблюдать".
           
Баар (Baar), город в западной Баварии и несколько общин в Баварии и Швейцарии – чув. пăхăр "медь"
           
Барут (Baruth/Mark), город в Бранденбурге – чув. пар "давать, платить", ут "конь"
           
Базель (Basel), город в Швейцарии на границе с Германией – чув. пăсăл "портиться, ухудшаться, повреждаться".
           
Борна (Borna), город Саксонии – чув. парне "подарок, дар, жертва".
           
Котбус (Cottbus), город в Бранденбергк – чув. кута " крик, которым гонят лошадей" или кут "зад, хвост" и пуш "кнут".
           
Гера (Gera), город в Тюрингии – чув. кĕре "сильный, крепкий".
           
Гамбург (Hamburg), вольный ганзейский город – чув. хăм "плод, зародыш (у лошади). См также Хам.
           
Ганновер (Hannover), столица Нижней Саксонии – чув. хăна "гость", вере "обычай, порядок, обряд".
           
Йена (Jena), город в Тюрингии – чув. йĕнĕ "берлога".
           
Кандель (Kandel), город в земля Райнлянд-Пфальц – чув. кăн "поташ", тĕл "место, местность".
           
Киль (Kiel), столица земли Шлезвиг-Гольштайн – чув. кил "дом, семья, жилище, двор"
           
Киркель (Kirkel), местность в земле Саар – чув. хыр "сосна", кĕл "пепел".
           
Киритц (Kyritz), город в Бранденбурге – чув. кĕр "осень, осенний", уç "работа".
           
Нохра (Nohra), община в Тюрингии – чув. диал. нахра "рожок".
           
Нюрнберг (Nürnberg , первоначально Нюренберг) – чув. нÿр "влажный, сырой", ен "сторона".
           
Панков (Pankow), округ в Берлине – чув. панкав "глупый".
           
Пархим (Parchim), город в земле Мекленбург – Передняя Померания – чув. пар " давать, платить", хĕм "жар, огонь, пламя".
           
Перкам (Perkam), община в Баварии – чув. пĕр "одно-, одинаковый, равный, целый", кăм "зола, накипь".
           
Салем (Salem), община в земле Баден-Вюртемберг – чув. селĕм "хороший, прекрасный, чудесный, замечательный".
           
Тартун (Tarthun), село в Саксонии-Ангальт – чув. тăртан "опухать, распухать", туртăн "тянуться, натягиваться", туртам "груз, поклажа"
           
Текленбург (Teklenburg), город в земле Северный Рейн-Вестфалия – чув. тĕкле "спокойный, тихий".
           
Хам (Cham), город в Баварии – чув. хăм "плод, зародыш (у лошади)". См также Гамбург.
           
Харта (Hartha), город в Саксонии – чув. хăрта – 1. заплата, 2. неровности.
           
Ютербог (Jüterbog), город в Бранденбурге – чув. йÿте "измучиться, выбиваться из сил", пăк "уснуть, умереть"
           
           
           
                                                            Сайт управляется системой uCoz
|
Copyright MyCorp © 2024 | Бесплатный хостинг uCoz |