Как свидетельствуют археологические данные, по крайней мере, с конца III тыс. до Р.Х., а скорее всего ранее, началось проникновение носителей традиций ямной культуры, с которыми мы связываем тюркские племена булгар, на правый берег Днепра. В распространенную здесь трипольскую культуру пришельцы привносили свои собственные элементы. Например, группа усатовских памятников трипольской культуры имеет четкие следы связей с ямной культурой Левобережья. Очевидно, эти памятники были оставлены булгарскими племенами, которые первоначально достигли рек Синюха и Ингулец, а далее продвинулись на северо-запад вдоль берегов Днестра. Скелет человека, похороненного на спине с согнутыми коленями, т.е. в позе, характерной для носителей так называемых «курганных» культур, который был найден неподалеку от села Незвиско Ивано-Франковской области, может свидетельствовать о таком продвижении тюрков. Кроме того, в этих местах встречается трипольская керамика с примесью песка и толченных ракушек, особенностью, отличающей именно ямную культуру. Антропологическое изучение археологических памятников Северо-Западного Причерноморья дает основание говорить о процессе скрещивания и взаимной ассимиляции трипольского населения и прибывших сюда племен ямной культуры.
        Отследить конкретные места поселений древних булгар помогают данные топонимики, а также свидетельства об их языковых контактах с индоевропейскими народами, остававшимися какое-то время на Правобережной Украине.
        Вывод о пребывании тюркских народов в Восточной Европе в эпоху бронзы противоречит многим устоявшимся в науке взглядам. Традиционно тюркские языки включаются в состав алтайской семьи на основании типологического родства (сродства) с монгольскими языками. Более того, по свидетельству М. Эрдаля, Поппэ, Прицак и некоторые другие считали, «что булгарско-чувашская ветвь является неким образом промежуточной между тюркскими и монгольскими языками». Однако такие взгляды не являются общепринятыми. Например, Карл Менгес считал, что в чувашском языке очень мало алтайских слов.
Если же не считать местоимений, можно найти лишь шесть-семь чувашских слов, которым найдены аналоги только в монгольском языке, но это не значит, что в других тюркских языках их нет или никогда не было, или не было в древнетюркском языке.
       Присутствие древних булгар на территории Западной Украины, а также Польши и Венгрии постоянно подтверждается все новыми дополнительными данными топонимики, этнографии, а иногда даже вовсе непредсказуемыми фактами, таким, как, например, тюркскими руническими знаками в пещерном святилище на Днестре. Подобное случайное стечение обстоятельств имеет ничтожную вероятность, с которой практически можно не считаться.
|