Интенсивное заселение Кавказа происходило в ашельское время, хотя имеются археологические находки и шельского времени. К концу ашельского периода человек уже заселил территорию современной Армении, Грузии, Азербайджана и Северного Кавказа. Очевидно, этот большой регион с того времени был заселен постоянно, но есть предположение, что первыми поселенцами здесь были люди монголоидной антропологической расы. Основания для такого предположения появились в результате исследования родственных отношений сино-тибетских языков. После получения графической схемы их родства оказалось, что она явно похожа на схему родства ностратических языков. Соответственно, были все основания разместить прародину сино-тибетцев также в районе трех озер Ван, Севан и Урмия (Резайе) в Передней Азии. Таким образом, тибетский язык сформировался на Карском плоскогорье в долинах верхней Куры и Чороха. Китайский – в долине Аракса у озера Севан. Далее по течению Аракса была прародина народа Лепча. У озера Ван формировался бирманский язык, а у озера Урмия (Резайе) – качинский. Ареал в долине Большого Заба скорее всего заселяли не предки народов лепча или киранти, места поселений которых могли быть где-то в восточной части Малой Азии, если иметь в виду их современные места поселений и их отдаленное родство с остальными сино-тибетскими языками. Время проживания сино-тибетцев на своей прародине следует отнести к верхнему палеолиту, поскольку позднее эти места засели носители ностратических языков, которые, придя с запада, вытеснили первоначальных обитателей на восток и ассимилировали или уничтожили их остатки. Сино-тибетцы отошли в Среднюю Азию, где стали творцами местных мезолитических культур. На современные места своего обитания они прибыли уже в неолите либо неолитическую культуру принесли с собой, поскольку ни в Китае, ни в Бирме надежных следов мезолита не обнаружено.
            Люди европеоидного типа заселили Кавказ и Закавказье во времена мезолита и развили здесь собственные неолитические культуры. Подробнее об их этногенезе говорится в разделе, здесь же мы попытаемся определить, мог быть соседями носителей ностратических языков. При выяснении этнической принадлежности населения Кавказа в те времена ключевым является вопрос, является еще какая-то часть современного населения этой территории, кроме картвелов, автохтонными жителями. Задавшись этим вопросом, попытаемся исследовать языки современных народов Северного Кавказа графоаналитическим методом. В настоящее время здесь проживают носители нахских, дагестанских, абхазо-адыгских и тюркских языков. Балкарцы, карачаевцы, кумыки и ногайцы в любом случае являются населением пришлым. Таким образом, нам следует установить родственные связи нахских, дагестанских и абхазо-адыгских языков и при помощи графических моделей этих языков попытаться найти прародину их носителей. Необходимые данные для построения схем собраны группой ученых под руководством Николая Старостина в проекте The Tower of Babel . Генетическое родство абхазо-адыгских, нахских и дагестанских языков является общепризнанным, однако построить для них общую графическую модель родства не удалось. Если же взять отдельно абхазо-адыгские языки, то схема строится очень легко, она показана на рисунке 10.
Рис. 10. Графическая модель родства абхазо-адыгских языков.
Рис. 11.Ареалы формирования абхазо-адыгских языков в западной части Кавказа.
            Полученная схема может быть соотнесена с территорией Западного Кавказа в предположительном месте поселений предков абхазо-адыгейцев (см. карту на рисунке 11). Границами между отдельными ареалами являются частично горные хребты и реки (в низменной части черноморского побережья).
            В состав нахско-дагестанских языков входят лакский и даргинский (даргва) языки, а также такие группы языков: нахская (вейнахская), цези, аваро-андийская, лезгинская. Построенная на материалах Н. Старостина графическая модель родства нахско-дагестанских языков выглядит следующим образом:
Рис. 12. Графическая модель родства нахско-дагестанских языков.
            Полученная схема неплохо размещается в долинах горной страны Дагестана. Границами между ареалами являются горные хребты (см. карту на рисунке 13)
Рис. 13. Ареалы формирования нахско-дагестанских языков.
            Впоследствии произошло небольшое расселение носителей нахско-дагестанских языков вдоль хребта Большого Кавказа (направления расселения показаны на карте стрелками), и на новых местах поселений некоторые языки расчленились вновь. Для них также были построены графические модели (см. рисунки 14, 15, 16).
Рис. 14. Графическая модель родства дидойских языков (цези).
Рис. 15. Графическая модель родства аваро-андийских языков.
Рис. 16. Графическая модель родства лезгинских языков.
            Эти три схемы также можно разместить в горной стране Дагестана и прилегающих районах Восточного Кавказа (см. карту ниже).
Рис. 17. Ареалы формирования нахских и дагестанских языков.
            На показанных на карте ареалах формирования отдельных языков их носители проживают до сих пор, за исключением даргинцев, места поселений которых частично заняли кумыки, и лезгин, которые также частично заселяют северо-восток Азербайджана.
            Теперь мы видим, что родственные абхазо-адыгские и нахско-дагестанские языки проходили процесс членения на достаточно большом расстоянии друг от друга, т. е. на этих территориях они проживают исторически длительное время. Очевидно, в глубокой древности две группы носителей общего северокавказского языка (назовем его так) расселились с общей прародины по разным направлениям, а именно- предки абхазо-адыгцев мигрировали в направлении к Черному морю севернее поселений картвелов, а предки вейнахов и дагестанцев поселились в горной стране Дагестана.
            Можно предполагать, что их прародина находилась в тесном соседстве с территорией носителей ностратических языков в бассейне Средней Куры. И тут возникает вопрос: Почему предки вейнахов и дагестанцев остались в горах, а не поселились на равнине по берегам Терека, Кумы, Кубани? Очевидно, по той причине, что эта территория уже была занята каким-то многочисленным этносом. Поскольку имеются доказательства того, что сино-тибетские языки имеют достаточно много общих признаков с северокавказскими языками, можно предполагать, что в Предкавказье в непосредственной близости к носителям нахско-дагестанских языков проживал некий неизвестный нам этнос, пользовавшийся языком, близким к нахско-дагестанским диалектам и впоследствии мигрировавший на восток, а со временем оказавшийся на территории современного Китая. Само собой разумеется, что это были люди европеоидного облика. Однако после переселения они ассимилировались среди многочисленного местного населения монголоидной расы, но, тем не менее, их язык оказал большое влияние на менее развитый язык автохтонов. Этот вопрос будет более подробно рассмотрен позднее в одном их следующих разделов. Известно, что в Предкавказье и на Северном Кавказе во второй половине 3-го тыс. до Р.Х. была распространена культура раннебронзового века, названная майкопской. От названия этой культуры примем условное название «майкопцы» для обозначения населения, проживавшего в Предкавказье и говорившего на одном из северокавказских языков, а впоследствии, мигрировавшего в Центральную Азию.
Рис. 18. Лингвистическая карта Кавказа на период VI-III-го тыс. до Р.Х.
           Карта на рисунке 18 обобщает полученные данные проводимых исследований на VI-III тыс. до Р.Х. В последующее время вплоть до наших дней древнейшее население Кавказа, за исключением майкопцев, оставалось на местах своего проживания в доисторические времена или же вблизи них. Тут древний картвельский праязык прошел процесс своего членения на отдельные диалекты, из которых позднее развились современные грузинский, мегрельский (мингрельский), лазский и сванский языки. В свое время Северный Кавказ заселили тюркские племена (предки современных турок, кумыков, карачаевцев и балкарцев, туркмен и гагаузов), а в Закавказье поселились армяне и иранское племя мидян, которым присоединились позже другие иранцы: талыши, гилянцы, белуджи, мазендаранцы. Известные из истории албаны и каспии, населявшие Закавказье в скифское время, очевидно, принадлежали к той части гипотетического северокавказского языка, которая осталась на своей исторической прародине. Упоминавшиеся в исторических документах колхи были предками современных мегрелов и лазов .
           
           
           
                                                           
                                                           
Сайт управляется системой uCoz