Древнебулгарское святилище на Днестре Фотографии Алены Крушинской. 2004 p. |
На левом крутом берегу Днестра неподалеку от села Стинка на высоте 12-15 метров имеется природная пещера, которая еще в языческое время была приспособлена для святилища, позднее преобразованного в христианский храм. До недавнего времени на стенах грота были видны высеченные в камне знаки как языческой, так и христианской символики. В гроте имеются также комплексы знаков, некоторые из которых соответствуют древнечувшской рунической письменности. Наличие в этих местах топонимики, расшифровываемой с помощью чувашского языка дают основание считать, что это древнее булгарское святилище. Знаки искажены временем, а также современными надписями, поэтому их реконструкция разными людьми несколько отличается в деталях. Тем не менее, они имеют историческую ценность, поскольку в самые последние годы надписи уже невозможно рассмотреть. На южной и северной стенах входа видны изображения крестов. Грот имеет в плане трапецевидную форму с длиной стены 8 м, шириной 9 м, высотой 4 м. Посередине грота просматривается алтарная часть с двумя притворами. В центральной части алтаря высечено изображение солярного знака в виде свастики. Диаметр знака 30 см, его вертикальный элемент имеет раздвоенные концы, а горизонтальный согнут с одной стороны вверх, с другой – вниз. |
На северной стене алтаря просматривается тамгообразный знак в виде прямоугольника, пересеченного поперечной чертой, на южной стене храма имеется рельефное стилизованное изображение прыгающего зверя, а на западной – высечена надпись, состоящая из шести тамгообразных знаков. Первый и четвертый знаки напоминают цифру 4. Второй и пятый имеют форму петли, один из концов которой закруглен, а второй согнут под углом. |
Третий знак имеет вид суженных под углом вниз черт, а шестой напоминает кириллическую букву Н. Ниже надписи видны еще два знака, напоминающие греческие каппу и омегу. Возле входа в храм найдены фрагменты гончарной посуды, на одном из которых имеется орнамент, характерный для времен Киевской Руси. Памятник можно отнести к категории распространенных в 11 – 12 ст. храмов, из которых наиболее близким является известный храм возле с. Мижгирья на Тернопольщине. Тамгообразные знаки близки знакам Северного Причерноморья. Рисунки подобные изображенным на стенах пещеры известны в христианских храмах, в частности в Софийском соборе в Киеве. На одной из стен Михайловского собора имеется изображение скачущего гепарда. |
Слева: План грота работы Бориса Иванкова. Цифры обозначают номера знаков, поданных ниже. Справа: Интерьер пещери. Рисунок А. Квятковского. |
Вверху: Вход в грот и вид на Днестр из него. Фото В. Бакуса. Слева: Группа исследователей прибыла к пещере Внизу: Вигравированные знаки на стенах. |
На фотографиях этой странички зарисованные ранее знаки зафиксированы в естественном виде состоянием на 2004 год. Слева: Часть левой стены храма, на которой при желании можно увидеть выгравированный крест. |
Изображения на стенах пещеры в зарисовках участников экспедиции "Днистер" (1989 - 2004 гг.) |
Вверху: Надпись на стене, скопированнная Борисом Иванковым в 1989 г. (ср. с копией той же надписи Андрея Квятковского слева). Отдельные знаки похожи на руническое письмо древних тюрок, в частности, как на орхонско-енисейское, так и на древнечувашское (ср. таблицы ниже) |
Орхонско-енисейские знаки расшифровал датский ученый В. Томсен. Древнечувашскую руническую письменность изучал А.А. Трофимов. На сайте " Культурное наследие Чувашии" подана таблица древнечувашских рун (см. выше) Слева: таблица рунических знаков, составленная по данным болгарского исследователя П. Добрева, который изучал рунические надписи из деревни Мурфатлар в Северной Добрудже, на стенах первой болгарской столицы Плиски и в других местах. Предложенная им расшифровка основана на предположении ираноязычности древних булгар, поэтому ошибочна, но большинство приводимых им знаков несомненно принадлежит булгарам (часть знаков явно кириллические). |
Еще один набор древнечувашских рун приведен без указания источника на сайте " "Край ста тысяч песен" Свердловской областной межнациональной библиотеки. Каждому из знаков можно найти соответствие либо в орхонско-енисейских знаках либо в таблицах Трофимова и Добрева. Подобие знаков из пещеры Стинка некоторым рунам дает основание заключить, что надпись в пещере оставили древние булгары. (Для удобства сравнения подобные знаки пронумерованы и помещены в белые рамочки). Знакам под номерами 10, 11, 12 можно найти соответствия в таблицах Трофимова и Добрева. Знак под номером 13, как указывалось выше, высечен также отдельно. Очевидно он имел сакральное значение. Можно предполагать, что обустроенная определенным образом пещера первоначально использовалась как языческое святилище, а позднее, судя по оставленной символике, как христианский храм. |
|