Древнебулгарское святилище на Днестре
Фотографии Алены Крушинской. 2004 p.
Полное описание святилища
На левом крутом берегу Днестра неподалеку от села Стинка на высоте 12-15 метров имеется природная пещера, которая еще в языческое время была приспособлена для святилища, позднее преобразованного в христианский храм. До недавнего времени на стенах грота были видны высеченные в камне знаки как языческой, так и христианской символики. В гроте имеются также комплексы знаков, некоторые из которых соответствуют древнечувшской рунической письменности. Наличие в этих местах топонимики, расшифровываемой с помощью чувашского языка дают основание считать, что это древнее булгарское святилище. Знаки искажены временем, а также современными надписями, поэтому их реконструкция разными людьми несколько отличается в деталях. Тем не менее, они имеют историческую ценность, поскольку в самые последние годы надписи уже невозможно рассмотреть. На южной и северной стенах входа видны изображения крестов. Грот имеет в плане трапецевидную форму с длиной стены 8 м, шириной 9 м, высотой 4 м. Посередине грота просматривается алтарная часть с двумя притворами. В центральной части алтаря высечено изображение солярного знака в виде свастики. Диаметр знака 30 см, его вертикальный элемент имеет раздвоенные концы, а горизонтальный согнут с одной стороны вверх, с другой – вниз.
На северной стене алтаря просматривается тамгообразный знак в виде прямоугольника, пересеченного поперечной чертой, на южной стене храма имеется рельефное стилизованное изображение прыгающего зверя, а на западной – высечена надпись, состоящая из шести тамгообразных знаков. Первый и четвертый знаки напоминают цифру 4. Второй и пятый имеют форму петли, один из концов которой закруглен, а второй согнут под углом.
Третий знак имеет вид суженных под углом вниз черт, а шестой напоминает кириллическую букву Н. Ниже надписи видны еще два знака, напоминающие греческие каппу и омегу. Возле входа в храм найдены фрагменты гончарной посуды, на одном из которых имеется орнамент, характерный для времен Киевской Руси. Памятник можно отнести к категории распространенных в 11 – 12 ст. храмов, из которых наиболее близким является известный храм возле с. Мижгирья на Тернопольщине. Тамгообразные знаки близки знакам Северного Причерноморья. Рисунки подобные изображенным на стенах пещеры известны в христианских храмах, в частности в Софийском соборе в Киеве. На одной из стен Михайловского собора имеется изображение скачущего гепарда.
Слева: План грота работы Бориса Иванкова. Цифры обозначают номера знаков, поданных ниже.



Справа: Интерьер пещери. Рисунок А. Квятковского.
Вверху: Вход в грот и вид на Днестр из него. Фото В. Бакуса.
Слева: Группа исследователей прибыла к пещере
Внизу: Вигравированные знаки на стенах.
На фотографиях этой странички зарисованные ранее знаки зафиксированы в естественном виде состоянием на 2004 год. Слева: Часть левой стены храма, на которой при желании можно увидеть выгравированный крест.
Изображения на стенах пещеры в зарисовках участников экспедиции "Днистер" (1989 - 2004 гг.)
Вверху: Надпись на стене, скопированнная Борисом Иванковым в 1989 г. (ср. с копией той же надписи Андрея Квятковского слева). Отдельные знаки похожи на руническое письмо древних тюрок, в частности, как на орхонско-енисейское, так и на древнечувашское (ср. таблицы ниже)
Орхонско-енисейские знаки расшифровал датский ученый В. Томсен. Древнечувашскую руническую письменность изучал А.А. Трофимов.
На сайте
" Культурное наследие Чувашии" подана таблица древнечувашских рун (см. выше)
Слева: таблица рунических знаков, составленная по данным болгарского исследователя П. Добрева, который изучал рунические надписи из деревни Мурфатлар в Северной Добрудже, на стенах первой болгарской столицы Плиски и в других местах. Предложенная им
расшифровка основана на предположении ираноязычности древних булгар, поэтому ошибочна, но большинство приводимых им знаков несомненно принадлежит булгарам (часть знаков явно кириллические).
Еще один набор древнечувашских рун приведен без указания источника на сайте " "Край ста тысяч песен" Свердловской областной межнациональной библиотеки.
Каждому из знаков можно найти соответствие либо в орхонско-енисейских знаках либо в таблицах Трофимова и Добрева. Подобие знаков из пещеры Стинка некоторым рунам дает основание заключить, что надпись в пещере оставили древние булгары. (Для удобства сравнения подобные знаки пронумерованы и помещены в белые рамочки). Знакам под номерами 10, 11, 12 можно найти соответствия в таблицах Трофимова и Добрева. Знак под номером 13, как указывалось выше, высечен также отдельно. Очевидно он имел сакральное значение. Можно предполагать, что обустроенная определенным образом пещера первоначально использовалась как языческое святилище, а позднее, судя по оставленной символике, как христианский храм.
Анкета
Сделана расшифровка надписи на алтаре храма
Надпись означает "Дать клятву" (по чувашски "тупа ту"
Первые два знака аналогичны двум последним. Если надпись сделана на булгарском языке, то по закону открытого слога второй и последний знаки должны быть гласными, если слово начинается с согласного, что наиболее вероятно (в чувашском языке преобладающее количество слов начинается с согласного). Первый знак в форме буквы Ч идентичен знаку, отображающему звук d в таблице Добрева. В современном чувашском языке близкий к этому звук передается буквой t (отдельной буквы для звука d нет). Тогда в современном чувашском написании надпись должна была бы иметь вид t8??t8, где 8 – любой гласный звук, а оставшиеся два других звука остаются под вопросом. В словаре чувашского языка [Скворцов М.И. (Ред.) 1985] ничего лучше, чем устойчивое словосочетание tupa tu "давать клятву" найдено не было. Такая надпись для алтаря очень подходит. Среди чувашей до сихпор сохранился обычай "тупа ту" давать клятву верности перед вступлением в брак.
Free counter and web stats
Rambler's Top100
На Альтернативную лингвистику


Сайт управляется системой uCoz