>
Преамбула.
Передыстория как определяющий фактор истории.
        Исследования этнографами архаичного мировоззрения показало, что первоначальное дуальное представление о мире (мужчина-женщина, свой-чужой) дополнялось его тройственной структурой по вертикали – "высокое", "среднее" и "низкое". Такая структура лежала в основе социальной организации общества (жрецы, воины, труженики) и временных представлений (будущее, настоящее, прошлое). Такое мировоззрение получило отображение в образе мирового дерева по причине его универсальности, связанной с направлением роста дерева вверх, и эта его особенность может символизировать жизнь и развитие, а при дуальном представлении обратное направление (вниз) приобретает значение увядания и смерти. Древо жизни является одним из вариантов древа мирового, характерного мифопоэтического образа, воплощающего универсальную концепцию мироздания и свойственного мироощущению многих народов мира на первых этапах их духовного развития. Мировое древо выступает в разных образах с более или менее ярко выраженными функциями как «древо жизни», «древо смерти», «древо зла», «древо добра», «древо познания», «древо плодородия», «древо небесное» и т. д. Древо жизни в целом олицетворяет триединый мистический комплекс рождение - плодородие – смерть и отражает обобщенное представление о поэтапном развитии разнообразных носителей жизни (люди, животные, растения, некоторые элементы неживой природы).
Чудесное свойство жизни воспроизводить самое себя было неразрешимой загадкой для человека и его воображение наделяло мистическими свойствами отдельные элементы окружающей его природы.
Воплощением силы, стабильности, долголетия и даже бессмертия был привычный образ дерева и именно этот образ был взят за основу при попытках воссоздания картины закономерного развития всего мироздания.
Богиня египетского дерева жизни-сикоморы.
(Из книги Мифы народов мира. Том 2, стр. 400. Москва. Советская энциклопедия.)
Богиня наливает в чашу больного живительную влагу.
        Самую древнюю фиксацию образа древа жизни мы находим в книге Бытия и притчах Соломона из Священного писания (Топорв В.Н. 1991. Древо жизни. Древо мировое. Мифы народов мира.) Этот образ восходит к шумерской версии сказания о Гильгамеше в которой можно разглядеть первичные черты мирового древа. Можно предполагать, что издавна образ мирового древа был распространен среди народов Ближнего Востока, т. е. в местах неподалеку от колыбели человечества, локализация которой совпадает как со священными тестами, так и с результатами научных исследований. Расселяясь по просторам земной поверхности, люди брали с собой в дорогу оберегающий символ мирового древа, однако у разных групп в соответствии с природными условиями, особенностями быта и социальной самоорганизации он получал разнообразное развитие в разных формах с разными мистическими функциями. В Восточную Европу образ древа жизни принесли создатели земледельческой культуры Триполье-Кукутени и развили его в оригинальное представление об универсальном кругобороте, в котором основную роль играет Солнце с его суточной и годовой периодичностью, наглядно отображающей идею бессмертия как возрождение после смерти. Зерно, брошенное в землю умирает, но дает начало новой жизни, подчиняясь закономерности движения Солнца на небосводе. Вот почему стилизованные изображения Солнца и Древа жизни можно обнаружить на сохранившейся керамике, но они должны были присутствовать в других видах изобразительного искусства, использующих менее долговечные материалы, - в резьбе по дереву, живописи и вышивке по тканях, изделиях из соломы и т. д.
Дерево жизни и смерти
(Миниатюра Бертольда Фуртмайера к Библии. 1481. Мюнхен. Баварская государственная библиотека.)
Справа: Золотой флорин 13 ст. с Иваном Крестителем и Древом жизни на аверсе и реверсе монеты. Изображение Древа жизни на монете дало начало форме так называемой "Флорентийской лилии", которая стала одним из елементов гербов многих европейских городов, административных едениц, организацй и пр.
Традиционные дидухи из соломы и колосьев, восходящие к языческим времанам, но изготовляемые в западных областях Украны к Рождественским праздникам.
Берегиня в украинской вышивке.
Центральное место на амфоре занимает "древо жизни" в общих чертах сходное с украинскими дидухами. Кроме того, на вазе размещен также солярный знак в виде цветка, символизирующего солнце Из сравнения видно, что форма дидухов была праобразом формы Древа жизни в символе берегини, в котором также присутствует образ солнца в форме красных цветов.
Стилизованная "лилия" как элемент геральдики.
О том, что этот символ изначально в действительности имел значение Древа жизни говорит его форма с ниспадающими ветвями так же, как у дидуха и то, что он иногда дополняется другими деталями растений и всегда перевязывается поперек, как сноп.
1. Герб коммуны Гюльзов в Шлезвиг-Гольштейне, Германия. 2. Герб украинского Пласта. 3. Один из вариантов Флорентийской лилии. 4. Герб города Альфдорф в Баден-Вюртемберге, Германия. 5. Герб іисторической області Бурценлянд в Румынии.
        От трипольцев образ древа жизни передавался от поколения к поколению населению разной этнической принадлежности, заселявшего степную и лесостепную Украины, но ведущего традиционный тип хозяйствования, соответствующий здешним природным условиям. Наиболее отчетливо образ древа жизни воплощается в сохранившимся до сих пор архаичном рождественском обычае украинцев плести из соломы и колосьев так называемого «дидуха» и в образе «берегини» (хранительницы домашнего очага) в формах, напоминающих развесистое дерево. Тяжелые колосья дидуха ниспадают от ствола дерева к его основанию и именно такая форма древа жизни является типичной в украинской и, как оказалось, в чувашской вышивке.
       Четко выраженного образа древа жизни у тюркских народов, кроме чувашей нет, поэтому у древних булгар он должен быть привнесенным (можно предполагать, что именно трипольцами). От них древо жизни попадает к германцам, кельтам, славянам, балтам и др. индоевропейцам. Однако только у украинцев, населивших земли древних трипольцев образ древа жизни является наиболее значимым в мифопоэтическом сознании, точно также, как и у чувашей. В Западной Европе образ Древа жизни сохранился в неявной форме как геральдический элемент под названим "лилея". Очевидно древние булгары были тем передаточным звеном, через которое культурные влияния трипольцев оставили след в традиционном украинском мировоззрении и, как следствие, - в народном творчестве.
Сравнение чувашской и украинской национальных вышивок
Рецепция древних булгарских элементов в народной культуре украинцев.
Гипотетические носители трипольской культуры
Древнебулгарское святилище на Днестре
На Альтернативную лингвистику
Материалы к присутствию древних тюрков в Восточной Европе
...лат. virga “ветка, прут"... – д.тюрк. bergä “розги, прут”,.. венг. virgácz “прут, розга”,.. с ними можно сопоставить венг. virgone “проворный...”, чув. virkěn “мчаться”... это странствующее слово, следы которого в близких значениях можно обнаружить во многих языках (напр, эрзя verka “быстрый”, рус. бирка и др. подобные славянские “прутик”, “сережка дерева”, нем. Birke “береза”, венг. virag “цветы”)... Если носители трипольской культуры были семитами, то первоосновой всех этих слов может быть слово близкое к др. евр. ferax “цветок”. Тогда лат. virgō “девственница” следует отнести сюда же (ср. "дефлорация").
Free counter and web stats
Rambler's Top100


Сайт управляется системой uCoz