Известно, что в Предкавказье и на Северном Кавказе в 4-м тыс. до Р.Х. была распространена культура раннебронзового века, названная майкопской. От названия этой культуры примем условное название «майкопцы» для обозначения населения, проживавшего в Предкавказье и говорившего на языке, родственном северокавказским, наиболее территориально близким.
Массовая тюркская экспансия во всех направлениях с прародины на территории между Днепром и Доном (см. карту) началось с конца 3-го тыс. до н.э. В Европе эта экспансия была связана с распространением культуры шнуровой керамики. Некоторые тюркские племена двинулись на северо-восток в бассейн Волги. Их потомки известны в настоящее время как волжские татары. Большая часть тюркских народов перешла Дон и распространилась в Сальских степях и в Предкавказье. Они вытеснили коренных майкопцев за Волгу на безлюдные земли Казахстана. Некоторые тюркские племена (среди них кипчаки, сельджуки, огузы, туркмены), возможно, обосновались на территории Северного Кавказа, но большая часть тюрков последовала за майкопцами. Турки и майкопцы двигались на восток и юго-восток одновременно, но майкопцы всегда оставались южнее тюрок. Их путь можно проследить по андроновской культуре и культуре Заманбаба, созданных народами европейской внешности, пришедших с Запада, как это доказано археологами.
С конца III-го тыс. до Р.Х. в Монголии явственно прослеживаются две большие этнические общности. Одну из них представляли монголоиды, другую – европеоиды (Новгородова Э.А.,1981, 214), с которыми можно связывать майкопские племена, которые двигались впереди тюрок в направлении Алтая, где они стали творцами афанасьевской культуры бронзового века. Специалисты связывают ее создание с волной позднеямного-катакомбного населения, прошедшей от Приуралья далеко на восток (Кузьмина Е.Е., 1986, 186). Эта культура существовала cо средины III-го и до начала II тыс. до Р.Х. на большом пространстве, включавшем, кроме Алтая, также Монголию и Синьцзян. Можно предполагать, что часть майкопцев через Джунгарские ворота вошла на территорию Синьцзяна, где встретилась с людьми монголоидного типа, стоявшими на более низкой ступени культурного развития. Пришельцы принесли с собой племенную организацию, технологию бронзы, навыки скотоводства и земледелия. Очевидно, приход майкопцев на территорию Китая послужил серьезным толчком к созданию государства Шан в 18-м ст. до Р.Х. Смешавшись с автохтонами и приняв монголоидные черты, майкопцы усвоили также и язык многочисленного местного населения, оказав на него, однако, большое влияние. Следы влияния языка майкопцев теперь видны в сино-тибетских языках и это влияние было настолько существенным, что дает основание говорить о генетическом родстве северокавказских языков с сино-тибетскими, но на самом деле можно говорить о сродстве.
Места, оставленніе майкопцами заселили тюркские племена, оставшиеся в Европе (см. карту ниже)
|