Альтернативная историческая лингвистика |
Этногенетические процессы в Восточной Европе в эпоху бронзы и железа |
Территории расселения германских и иранских племен определены в соответствии с полученными моделями их внутригрупповых родственных взаимоотношений с учетом расположения ареалов формирования германского и иранского праязыков на общей индоевропейской территории.. Однако полное отсутствие или неполнота имеющихся данных о словарном составе некоторых языков не позволяет с уверенностью говорить об их происхождении. Это в первую очередь относится к иранским языкам, таким как мазендеранский, татский, кумзари. В германской группе языков определенные сомнения вызывает расположение ареала общего праязыка готов, вандалов, буругундов. Подтверждением показанному на карте ареалу этого праязыка должно было бы соответствовать установление большего количества голландско-готских лексических связей, однако этому мешает скудность сохранившихся данных о готском языке и отсутствие исследований в этом направлении. Возможно также, что в системе родства германских языков фризский праязык находится между праязыками готов и голландцев, тогда бы ареал его формирования находился между Западным Бугом и Наревом, однако об архаике фризского языка известно очень мало. |
Вверху: Графическая модель родства иранских языков Справа: Ареалы формирования иранских языков |
Вверху: Графическая модель родства германских языков Слева: Ареалы формирования германских языков |
Ареалы формирования языков. Обозначения и сокращения: Готы - ареал формирования языка, из которого впоследствии развились языки готов, вандалов, буругундов, Сев. Герм. - ареал фармирования северогерманского языка, из которого берут начало шведский, норвежский, исландский и датский, Гол - ареал формирования голландского праязыка, Тевтоны - ареал формирования немецкого праязыка, Англы - ареал формирования языка англов, саксов, Осет. - ареал формирования осетинского праязыка, Белуд. - предположительный ареал формирования белуджского праязыка, Согд. - ареал формирования согдийского языка, из которого развился современный ягнобский, Курд. - ареал формирования пракурдского языка, Талыш. - ареал формирования праталышского языка, Афг. - ареал формирования афганского (пушту) праязыка, Перс. - предположительное место формирования праязыка фарси (отсутствие четкого ареала, соответствующее месту языка на схеме родства может говорить о сложном происхождении этого языка), Гил. - ареал формирования гилянского праязыка, Пам. - ареал формирования праязыка памирских иранцев (шугнанцев, бартангцев, рушанцев), Язг. - ареал формирования язгулямского праязыка, Сарыкол. - ареал формирования сарыкольского праязыка. На карте также показаны территории поселений тюркских племен (Булгары), фракийцев, протоармян и фригийцев |
        Принадлежность срубной культуры к иранскому этносу считается доказанной. Однако эта культура существовала между XVI и XII вв. до н.э. А первые поселенцы в южной части этой области, тюрки, начали переселение в поисках новых пастбищ в конце III тыс. до н.э., поэтому иранские племена должны были начать освоение тюркской территории примерно в это же время. Тогда с их приходом можно связывать распространение катакомбной культуры, проблема происхождения которой пока еще не решена учеными. Под влиянием переселенцев с севера на рубеже III и II тыс. до н.э. среди остатков тюркского населения и на основе ямной культуры начала формироваться группа родственных культур катакомбной культурно-исторической общности, которая охватывала степную и лесостепную полосу северочерноморского региона от Волги и Кавказа до нижнего Дуная.         Греческие переселенцы с правого берега Днепра принесли зачатки срубной культуры в пограничье и ранской и финно-угорской областей. Основанием связывать греков со срубной культурой дает сходство погребальных сооружений греков микенских времен и носителей срубной культуры, название которой происходит, собственно, от слова "сруб" – особенного погребального сооружения. Присутствие греческих переселенцев в районе верховьев Северского Донца может быть подтверждено также существованием где-то в этом районе греческого города Гелон, описанного Геродотом, который указывал, что он расположен в стране будинов, которых обычно отождествляют с мордвой. Жителей этого города Геродот Также называл гелонами: "А гелоны – это первоначально эллины, которые выселились от эмпореев и поселились с будинами. Они пользуются то скифским, то эллинским языками"        Во время расселения иранцев в степях Украины, нижнего Поволжья и Западного Казахстана германцы оккупировали территорию от Вислы до Днепра по обе стороны Припяти. Эта область почти точно совпадает с территорией распространения тшинецкой культуры и ее разновидности восточнотшинецкой, время существования которых датируется XVI – XI ст. до н.э. Украинские археологи считают, что тшинецкая культура, как и комаровская, которая была распространена в верхнем Поднестровье и существовала в XV – XII вв. до н.э., сложилась на основе более древних культур шнуровой керамики и они вместе составляют единую культурную и этническую область. Таким образом, влияние "шнуровиков"-тюрков на культуру местного населения было существенным, хотя они сами большей частью растворились среди местного индоевропейского населения и усвоили его язык. Однако об этническом единстве носителей тшинецкой и комаровской культур говорить нет оснований. Как будет показано далее, в том числе и на данных топонимики, носителями комаровской культуры должны были быть древние булгары. Показанное на карте соседство германцев с финскими племенами марьяновской культуры подтверждается загадочными следами финно-германских языковых связей, отраженных в биологической номенклатуре, в частности, в названиях деревьев и рыб. |
Археологические культуры и население Восточной Европы во ІІ тыс. до н.э. |